Я прощаю всех… Спарапет Гарегин Нжде
“Человек, у которого отсутствует чувство национальной гордости, нравственный банкрот “.
Гарегин Нжде — армянский военный и государственный деятель, автор концепции армянской национальной идеологии. 23 сентября 1912 г. ввиду начавшейся 1-ой Балканской войны вступил добровольцем в болгарскую армию. Как болгарскому офицеру запаса , ему было поручено сформировать роту из армянских добровольцев.
Чтобы помочь армянскому народу избавиться от столь мрачного будущего, Нжде пропагандирует религию, название которой “патриотизм”, а богом является Отечество.
Нжде действовал в соответствие с истиной, согласно которой для предвидения будущего народа нужно вглядеться в его молодежь, и именно по этой причине Этновера была задумана как молодежное движение.
Нжде говорил, что он всегда приходил в моменты опасности. В мирное время он не стремился к должностям, поскольку не испытывал влечения к ним. Гарегин всегда предпочитал руководить ополченцами, народными силами, испытывая некоторую холодность к т. н. регулярным подразделениям. Командиров он выдвигал из народа и выковал их, если так можно выразиться, по его образу и подобию. На войне он всегда оставался человеком даже по отношению к туркам и татарам. Он никогда не использовал помощь внешних сил и даже средства собственного государства. Он следовал обету Мамиконянов, был человеком глубокой веры и этики, потому ему приходилось испить из чаши горести.
“Бог и моя Родина всегда были на первом месте в моем храме веры. Армения являлась для меня святыней. Я жил и дышал ею, всегда готовый ради нее страдать, жертвовать и отдать саму жизнь. Она была священной болью, радостью, смыслом моего существования, моим бессмертием, высшим правом и обязанностью; в то же время народ страны горячо привязался и всецело верил мне. Я прощаю всех, прощаю по двум причинам: во-первых, мое национальное исповедание не позволяет мне испытывать вражду к какому-либо армянину; во-вторых, я глубоко понимаю этих несчастных, которые еще не преодолели в себе раба и поэтому остаются бессильными и злобными.
Как у тоскующего по Родине изгнанника, у меня есть лишь одно желание — умереть в родных горах”,- утверждал Гарегин Нжде.
Мане Дунамалян